Алексеюк Мария Ивановна, педагог-психолог высшей категории
Телефон: (0652)27 -32 -13
E-mail: man_psiholog@crimeaedu.ru
Миссия дополнительного образования как открытого, наиболее полно обеспечивает право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи. Именно дополнительное образование, все более становящееся персональным образованием каждого ребенка, становится ведущим.
Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуально — групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования.
Образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как, собственно, основа жизни – непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов.
Развитие человеческого потенциала средствами дополнительного образования является также посредством формирования элиты страны (научной, инженерной, культурной и политической) через выявление талантливых детей, развитие их мотивации и способностей.
ГРАФИК РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
09.00-17.30
| 09.00-17.30 | 09.00-17.30 | 09.00-17.30 | 09.00-13.00 — консультации по предварительной записи (каб 206)
|
обед 13.00-13.30 |
Развитие эмоционального интеллекта у подростков
В современном мире подростку недостаточно развивать когнитивные способности. Наследственность, среда и образование, безусловно, влияют на достижения человека, но лишь отчасти. Зачем развивать подростку эмоциональный интеллект и что это дает во взрослой жизни?
Чтобы быть успешным, необходимо сочетание интеллектуальных способностей и эмоциональной чувствительности. И тогда долгосрочные цели будут достигнуты.
В понятие эмоционального интеллекта входит несколько способностей:
Способность к восприятию и выражению эмоций;
Способность повышать эффективность мышления;
Способность понимать свои и чужие эмоции;
Способность управлять эмоциями.
Ступени развития эмоционального интеллекта:
осознанность;
саморегуляция;
эмпатия;
навыки отношений.
Как развивать эмоциональный интеллект?
Ставить себя на место другого.
Называть эмоции свои и чужие.
Расширять кругозор.
Долгосрочно планировать.
С помощью тренингов или психотерапии познавать себя.
В любом случае, работа подростка над эмпатией и навыками коммуникации скажется положительно на его жизни.
Выявление научной одаренности у старшеклассников
Статьи:
Ларионова Л. И. доктор психологических наук, профессор, ГАОУ ВО МГПУ, Москва «Культурно-исторический подход к разработке модели интеллектуальной одаренности».
Савенков А.И. доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, действительный член педагогических, социальных наук ГАОУВО МГПУ, Москва «Детская одаренность как проблема современного образования».
Советы родителям одаренных подростков
1.Обращайтесь к специалистам. Психолог поможет определить тип одаренности и подобрать подходящую программу развития.
2.Развивайте способности ребенка посещая кружки и секции. Он сможет больше узнать о любимом деле и познакомиться с единомышленниками. Дайте возможность поискать себя в различных сферах деятельности.
3.Не требуйте от ребенка успеха во всем, чем он занимается. Давайте своему ребенку право на проигрыш.
4.Хвалите, но не перехваливайте.
5.Уравновешивайте развитие. Интеллектуалу надо много двигаться, а спортсмену не забывать о математике.
6.Давайте возможность найти близких по духу людей, развиваем коммуникативные навыки.
7.Проявляйте чуткость. Ребенку необходима ваша любовь, поддержка и одобрение.
8.Любите ребенка таким каким он есть.
9.Бойтесь выученной беспомощности. Если ребенок понимает, что за него все решат, он может стать беспомощным.
Каждый выпускник задаст себе вопрос: «Кем быть?». Если вам сложно сделать выбор, попробуйте сначала ответить на три вопроса.
Понимание себя: что мне интересно и чего я хочу?
Выяснение личных характеристик: что я могу и какие у меня способности?
Знание и понимание рынка труда: какие профессии будут востребованы и куда нужно поступить, чтобы их освоить?
Можно пройти он-лайн тестирование.
Проект «ПроеКТОрия» — он-лайн тренажёр «Примерочная профессии» 8-11 классы.
Проект «Билет в будущее» для 6-8; 9-11 классов.
Сайт «Смартия».
Портал «Профилум».
«Время выбрать профессию» сайт Федерального института развития образования.
Развитие критического мышления – основной навык современного образования
Умение критически мыслить — один из ключевых навыков 21 в. Критическое мышление, наряду с умением работать в команде, креативностью и навыками общения, относится к неакадемическим навыкам. К сожалению, сейчас их можно освоить вне стен школы. Именно поэтому эксперты всего мира думают над тем, как все же развить в школах умения и компетенции, необходимые для выживания в цифровую эпоху. Авторы блога 4brain выяснили, каким должен быть человек 21 в. Современному человеку необходимо обладать десятью базовыми навыками:
Способность к отбору информации;
Способность мыслить нестандартно и гибко;
Способность понимать смысл ( т.е. умение читать между строк и видеть скрытый смысл);
Развитие социального интеллекта (т.е. воздействие на других людей посредством коммуникативных приемов);
Способность работать с современными СМИ.
Универсальность навыков и мышления (т.е. всесторонняя развитость и умение подходить к решению проблемы с разных сторон);
Способность мыслить проективно ( т.е. способность ставить цели и планировать результат их достижения);
Способность вычислять (т.е. обработка большого количества информации и определение ее достоверности);
Сотрудничество в виртуальном пространстве;
Межкультурная компетентность (т.е. владение иностранными языками).
Большинство из этих способностей (1,2,3,6,7,8), развиваются одновременно с развитием критического мышления. Таким образом, для того, чтобы человек развил навыки, наличие которых делает его современным, ему необходимо, в первую очередь, развивать навыки критического мышления.
Известные российские бизнес-тренеры Никита Непряхин и Тарас Пашенко написали книгу «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни», адресованную современным подросткам. С ее помощью подростки (да и взрослые) могут довольно быстро и с удовольствием научиться противостоять фейкам, слухам, ненаучным представлениям, ошибочным и необоснованным суждениям, рекламе, пропаганде и другим манипуляциям.
Обеспечьте детям благоприятную позитивную образовательную среду, свободную от стрессов, вызванных стремлением к академическим успехам. Сконцентрируйтесь на сохранении здоровья детей, их психологического и социального благополучия.
Не привлекайте излишнего внимания детей к обсуждаемой проблеме.
В простой доступной форме предоставляйте детям информацию о том, что произошло, объясните, что происходит сейчас, и давайте им четкую информацию о том, как снизить риск заражения этой болезнью, словами, которые они могут понять в зависимости от своего возраста.
Используйте дистанционные формы обучения, поощряющие развитие интеллектуальной, творческой деятельности (напр. олимпиады, квесты, соревнования), которые позволят и детям, и их родителям поддерживать активность и создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье.
Пользуйтесь надежными источниками информации в определенное время в течение дня, один или два раза. Внезапный и почти постоянный поток новостных сообщений о вспышке болезни может вызвать беспокойство у любого человека.
Поддерживайте детей и родителей. Помощь другим людям в трудную минуту может принести вам лично психологическую пользу. Например, найдите возможность для распространения позитивных и обнадеживающих историй о выздоровлении людей, снижении распространения коронавируса.
На вас сейчас лежит двойное бремя ответственности за здоровье детей, психологическое и социальное благополучие членов их семей и академическую подготовку учащихся. Относитесь к этой ситуации как к особым условиям работы. Берегите себя. Помните, что забота о своем психологическом состоянии так же важна, как и забота о физическом здоровье. Умейте справиться со стрессом, находить положительные эмоции и вести полноценный здоровый образ жизни. Занимайтесь дыхательными и физическими упражнениям, упражнениями для релаксации, ходите на прогулки, чтобы поддерживать активность и уменьшать напряжение.
Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая. Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме.
Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет).
Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не ходить в школу, не встречаться с друзьями. Скучно…, но… Очень важно, чтобы ты понимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились, и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения.
Если ты большую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усиливает твое беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику: выбрать 1-2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером.
Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?
Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных.
Единый общероссийский номер детского телефона доверия создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с субъектами Российской Федерации в сентябре 2010 года. В этом году Телефон доверия отметил 10 лет и на сегодняшний день на него поступило более 9,5 миллионов обращений, то есть в год примерно 1 млн детей и взрослых звонит на телефон доверия!
В настоящее время к нему подключено более 220 организаций во всех субъектах Российской Федерации. В 67 регионах телефон доверия оказывает помощь своим абонентам в круглосуточном режиме.
Любой ребенок и подросток, который столкнулся с любой проблемой (в отношениях с друзьями, родителями, учителями, стресса из-за учебы, переживаний личного характера) или родитель (законный представитель), который столкнулся с проблемой в детско-родительских отношениях и трудностях в воспитании.
При звонке на этот номер в любом населенном пункте, даже в небольшом городе или деревне Российской Федерации со стационарных (домашних городских) или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается психологами.
Нет, звонок любой продолжительности с любого телефона любого оператора и с любым тарифом бесплатный.
Анонимность и конфиденциальность — основные принципы телефона доверия. Ты (вы) можешь не представляться или представиться любым вымышленным именем. На телефоне доверия нет определителя номера, и о твоем звонке никто никогда не узнает. Тайна обращения гарантируется. Но если твоя жизнь в опасности, тебе нужна помощь полиции или медиков — ты можешь довериться этим специалистам, назвать себя и свой адрес.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Малая академия наук «Искатель» создано с целью поиска, развития, привлечения к исследовательской деятельности учащихся и создания новых условий для их дальнейшей творческой и научной работы.
Психологическая служба нашего учебного заведение работает для создания благоприятных социально-психологических условий для развития творческой личности, проведения психолого-педагогической работы с решением различных психологических проблем, которые возникают в процессе творческой деятельности, социального поведения, развития личности подрастающего поколения.
Каждый ребенок талантлив — он может быть математически, музыкально, художественно одарен, иметь особые физические способности, поэтический и научный дар, но его одаренность надо увидеть, отметить и развить. Много детей так и остаются для взрослых «за семью печатями», а способности, которые не были вовремя выявлены, угасают.
Одна из основных задач педагога-психолога учебного заведения дополнительного образования — выявить способности обучающихся, в том числе и научную одаренность. Немаловажным является повышение уровня психолого-педагогических знаний педагогов по проблеме работы с одаренными воспитанниками, а также осуществление просветительской работы по повышению психологической компетентности родителей. Таким образом, деятельность психолога необходима для создания оптимальных условий для реализации творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса.
В г. Москве 1-2 ноября 2016 года в Международной научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми «Мотивационная одаренность: от отбора к развитию» приняли участие педагог-психолог МАН «Искатель» Алексеюк Мария Ивановна и заведующий отделом по работе с регионами, педагог дополнительного образования – Паламаренко Дарья Александровна. Конференция состоялась в зале заседаний
Правительства Москвы. Организатором мероприятия выступила Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Всего в конференции приняли участие около 200 представителей сферы образования из разных субъектов Российской Федерации. Обсуждаемыми темами стали: «Стратегия поиска личностного потенциала молодежи: мотивация или равнодушие» (доктор психологических наук, профессор Асмолов А. Г.), «Современная концепция одаренности: требования времени» (доктор психологических наук, профессор Ушаков Д. В.), «Открытая мотивационная модель одаренности как образовательная стратегия национальной безопасности» (доктор философских наук Попов А.А.) и другие. Перед участниками конференции выступил профессор психологии Оклахомского университета США Роберт Стернберг, который рассказал об исследованиях по выявлению одаренности среди молодежи в США.